Физкультурно-оздоровительная группа "Пчёлка"
Интеграция образовательных областей «Физическая культура» и «Познание»Интеграция образовательных областей «Физическая культура» и «Познание» Сегодня обязательным условием организации образовательной деятельности в ДОУ, связанной в том числе, с организацией физкультурно-оздоровительной работы детского сада, выступает принцип интеграции образовательных областей. Об этом четко сказано в Федеральных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. При этом программа физкультурно-оздоровительной работы должна соответствовать ряду федеральных требований: - обеспечение единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач образовательного процесса, в реализации данных задач формируются знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное значение в развитии детей дошкольного возраста; - построение работы с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями дошкольников и спецификой образовательных областей; -комплексно-тематический принцип построения образовательной программы. Программа физкультурно-оздоровительной работы строится на интеграции образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» с одной стороны, и комплекса «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» с другой стороны. Актуальность интеграции образовательных областей обусловлена тем, что проблемы интеллектуального развития дошкольника, часто становятся факторами, тормозящими процесс его социокультурного развития и становления творческой личности. Об этом свидетельствуют результаты исследования А.Р.Лурии, Л.С.Парамоновой, Л.В.Выготского, П.Ф.Лесгафт и др. и поиски возможностей совершенствования физкультурно-оздоровительной работы и воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Остановимся подробнее на интеграции образовательной области «Физическая культура» и «Познание».В процессе освоения детьми основных движений у ребенка развиваются различные виды памяти: эмоциональная (если ребенок получает удовольствие от организованной двигательной деятельности); словесная (при осмыслении двигательной задачи и запоминании последовательности всех элементов упражнений или действий в подвижной игре); образную (при восприятии наглядного образца движении) и др. Исследования доказали роль физического воспитания в развитии восприятия и мышления, воображения, расширении познавательных возможностей и развитии интеллектуальных способностей дошкольников. Сегодня считается доказанным, что чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие дошкольников. Движение является важным средством познания окружающего мира. В двигательной деятельности дошкольники активно воспринимают новые предметы, их свойства. Занятия, интегрирующие образовательные области «Физическая культура» и «Познание» будут эффективнее, если разнообразить дидактический материал. Чем полнее информация, получаемая ребенком от своих органов чувств, тем успешнее и разностороннее его развитие. Варианты организации обучения детей математике в комплексе с физическим развитием: -наполнение математическим содержанием занятий по физической культуре; -увеличение двигательной активности детей на занятиях по математике; -комбинирование умственной и физической нагрузок (в ходе физкультурно-математических досугов и комплексных занятий). При этом используется специальный комплекс физкультурных упражнений. Суть данных упражнений заключается в сочетании двух элементов: двигательного действия и упражнения, направленного на развитие умственной деятельности ребенка, реализуемого в форме дидактической игры. Замечено, что усиленную физическую работу трудно соединить с напряженной умственной деятельностью. Чем больше затрата центральной энергии, тем слабее её внешнее обнаружение, и наоборот, чем интенсивнее внешний эффект реакции, тем слабее центральный момент (ВыготскийЛ.С.). С учетом данного принципа определен механизм оптимального сочетания двигательного действия с дидактическими играми, заданиями и упражнениями: -синхронное (выполнение по ходу двигательного действия элементов дидактических игр при условии, что умственные и физические нагрузки невысоки); -последовательное (дидактическая игра или упражнение предшествует выполнению двигательного действия или выполняется после его завершения). Существует множество возможностей наполнения математическим содержанием комплексных занятий по физической культуре. На занятиях необходимо учить сравнивать предметы по величине (дуги, мячи, ленты), использовать счёт при выполнении упражнений, учить находить предметы указанной формы. Надо побуждать детей учитывать правую и левую стороны тела и предлагать выполнять упражнения не по образцу, а по устной инструкции. Для закрепления знаний о цифрах и навыков счета можно вводить дидактические игры с движением «Дни недели», «Какой номер?»; игровые задания «Измерь, кто дальше бросил», «Посчитай-ка»; подвижные игры «Классики», «Мяч- математик» и др.; считалки; общеразвивающие упражнения с заданием на количественный и порядковый счет. Например, для упражнений с мячом и для формирования количественных представлений: -прокатить мяч вдоль названного количества предметов; -отбить мяч от пола такое количество раз, которое совпадает поднятой цифре; -перебросить мяч указанное количество раз; -перепрыгнуть мяч столько раз, сколько услышал звуков; Варьировать задания можно в трёх направлениях: учитывать все варианты физических упражнений, предусмотренные программой, а также все способы и приемы выполнения математической части заданий, менять оборудование. Для наполнения занятий по физической культуре математическим содержанием необходимо так формулировать задания для выполнения физических упражнений, чтобы они обеспечивали параллельное решение программных задач и по физической культуре и по познавательному развитию. Для развития познавательных процессов педагог должен использовать следующие организационно- методические приемы: сюжетная форма занятий, в которой средства физического воспитания подчинены определенной тематике; народные подвижные игры на основе художественного поэтического текста с произнесением игровых речитативов, стихов, диалогов; упражнения дыхательной гимнастики по методике О.Лобановой с произнесением звуков и звукосочетаний на выдохе, которые сочетаются с движениями; упражнения , направленные на развитие дифференцированных движений и мелкой моторики пальцев рук; использование в процессе сюжетных занятий загадок; музыкальное оформление занятий; Введение занятий сочетающих двигательную и умственную деятельности; оформление мест проведения занятий в соответствии с тематикой; использование разнообразного и красочно оформленного физкультурного оборудования и инвентаря. В тоже время познавательные процессы детей легче всего развивать в игре. Игра- это детский путь обучения и развития. Игра вбирает в себя огромное информационное поле. В игре ребенок легко и свободно получает новые, часто сложные для детского восприятия сведения. Существует ряд видов игровой деятельности, которые можно и нужно использовать в развитии познавательной сферы дошкольников: подвижные, спортивные, способствующие развитию физических и интеллектуальных сил. Дополнительно могут быть использованы игры и упражнения для совершенствования воображения, процессов памяти и внимания. Таким образом, методика физического воспитания, интегрирующая с математическим развитием, умственное и двигательное развитие дошкольников 6-7 лет, позволяет на основе взаимодействия решать задачи совершенствования двигательной сферы детей с задачами по закреплению знаний о цифрах и навыках счета. Список литературы: 1. Глазырина Л.Д. Физическая культура- дошкольникам. Старший возраст. М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. 2. Ефименко Н.Н. Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.:1999. 3. Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований. Ред. Микляевой Н.В. –М.:УЦ «Перспектива», 2011г. 7 октября 2013 в 16:00
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.